
Не думаю, что скажу новое: "Все дети очень любят играть с водой".
Вряд ли ребёнок откажется пополоскать с мамой бельё или помыть посуду. Некоторые мамы, чтобы успокоить своего плачущего малыша подносят его к крану, из которого тихо льётся вода, так как бегущая вода успокаивает ребёнка и настраивает его на спокойный лад. Такое наблюдение вызывает внутреннюю сосредоточенность у малыша (и у взрослого тоже). В процессе наблюдения психика ребёнка настраивается на естественный лад.
В нашей повседневной жизни ежедневно мы совершаем массу манипуляций с водой (вечернее и утренние умывание, чистка зубов, мытьё рук, переливание воды из чайника в кружку и т. п.), которые для взрослых кажутся простыми вещами, а для детей требуют сформированных умений и практики. Развивающие игры с водой Марии Монтессори знакомят детей со свойствами воды, её превращениями, с культурой обращения с водой в нашей жизни. Развивающие игры с водой воздействуют на ребёнка таким образом, что в процессе работы с ребёнком происходит удивительное превращение.
Переливание воды из одного сосуда в три
Материал: небольшой поднос, прозрачный чайник с отметками уровня воды, 3 - 4 одинаковых стаканчика.
Работа с материалом: на столе перед ребёнком стоит необходимый материал для упражнения. Взявшись за ручку чайника правой рукой, ребёнок начинает аккуратно переливать воду в каждый из стаканов. При помощи левой руки поддерживается чайник под носик. Задача ребёнка следить, чтобы носик чайника смотрел в центр стакана, а вода не проливалась мимо. После того как стаканы будут наполнены, чайник надо поставить на место. Действие закончено, но её можно возобновить, если перелить воду назад в чайник. Если ребёнок захотел отнести данный материал на прежнее место, он должен вытереть оставшиеся на нём капли.
Как переливать воду через три воронки
Материал: небольшой поднос, три воронки, у которых носики должны быть разной толщины, три пузырька с подходящими горлышками и с отметками уровня воды, прозрачный кувшин, губка.
Работа с материалом: на столе перед ребёнком стоит необходимый материал для упражнения. Ребёнок начинает работу с самой большой воронки. Он вставляет воронку в пузырёк с соответствующим горлышком, то есть с самым большим. Взявшись правой рукой за ручку кувшина, ребёнок наполняет пузырёк через воронку до необходимой отметки. А левой рукой он должен поддерживать носик. Такие же действия он совершает с остальными двумя воронками и пузырьками. Пролитую воду на подносе ребёнок вытирает губкой.
Как правильно поливать цветы
Материал: поднос, кувшин с водой, лейка, губка, миска, цветок в горшке.
Работа с материалом: на рабочем столе малыш раскладывает свой рабочий материал. Часть воды ребёнок должен налить в лейку, а оставшуюся часть наливает в миску. Аккуратно поливается земля вокруг цветка. После этого ребёнок при помощи смоченной в миске губки протирает листья, которые он придерживает левой рукой снизу. По окончанию работы ребёнок протирает поднос и относит на место.
Смешивание акварели
Материал: стойка с несколькими пробирками, три баночки с красной, синей, жёлтой акварелью, пипетка, губка. Весь материал располагается на подносе.
Работа с материалом: на рабочем столе малыш раскладывает свой рабочий материал. При помощи пипетки он набирает одну краску и наполняет этой краской первую пробирку. Таким же способом эта же пробирка пополняется несколькими каплями другой краски. Ребёнок тщательно встряхивает пробирку и наблюдает за изменением цвета. Малыш продолжает экспериментировать. По окончанию работы ребёнок протирает поднос и относит на место.
Перекладывание шариков
Материал: две миски - одна с водой, где плавают 3 - 4 теннисных шарика, другая - пустая; ситечко с ручкой; губка.
Работа с материалом: на рабочем столе малыш раскладывает свой рабочий материал. Слева должна располагаться миска с шариками. Взяв в правую руку ситечко, малыш перемещает плавающие теннисные шарики в миску без воды. Ребёнок наблюдает, как через дырки в ситечке проливается вода, а теннисные шарики не могут утонуть в воде. Таким образом, работая правой рукой, малыш тренирует мелкую моторику. По окончанию работы ребёнок протирает поднос и относит на место.