В процессе сравнения звуков и букв появляется осознанная письменная речь, что ведёт к дальнейшему её прочтению. Мария Монтессори утверждала, что если ребёнок 5-6 лет обладает хорошо развитым, утончённым слухом, то у него не возникнет проблем с восприятием звучащего слова и перевода его в графический знак. Для игры со звуками детям понадобиться ранее сформированное умение прислушиваться и различать звуки.
Игры со звуками:
"Начало, середина, конец"
Материал:
- коробка с различным разными предметами, в названии которых слышится один из звуков. Например, [Л]. Тогда в коробке лежит линейка, ластик, лиса, ложка.
- поднос (коробка), разделённая на 3 части.
"Начало, середина, конец"
Материал:
- коробка с различным разными предметами, в названии которых слышится один из звуков. Например, [Л]. Тогда в коробке лежит линейка, ластик, лиса, ложка.
- поднос (коробка), разделённая на 3 части.
Презентация: Сначала все предметы по очереди появляются из коробки и озвучиваются. Затем ребёнку даётся задание - назвать один звук, который он слышит в каждом слове. Ребёнок должен четко произнести все названия предметов и при помощи голоса выделить этот звук. Предмет, в слове которого звук слышится вначале, располагают в первую ячейку подноса. если звук произносится в середине слова, то предмет кладут во вторую ячейку. Если звук произносится в конце, то предмет идёт в третью ячейку. Мягкость и твёрдость русских согласных звуков дети различают сразу, им не обязательно говорить об этом.
На следующем этапе абстрагирования целесообразно положить к предметам картинки, которые будут выполнять такую же функцию. Ребёнок произносит вслух или про себя названия предметов на картинке и раскладывает в соответствующие ячейки подноса. Такое упражнение относится к разряду фонетических. Ребёнок работает с дидактическим материалом, при этом не зная букв, символизирующих определённые звуки.
Переход от звука к букве происходит тогда, когда у ребёнка появляется потребность в обозначении отдельного звука. Учитель должен не пропустить такой важный момент в жизни ребёнка и помочь перейти к следующему этапу.
"Звуки в кругу"(групповое занятие с детьми 3-5 лет). Упражнение в распознавании звуков в словах можно проделывать и с группой детей. Дидактический материл такой же. Только добавляется предметы равное количеству детей в группе.
Дети сидят по кругу. Посередине коврика располагается коробка с предметами и поднос с тремя ячейками. Каждый ребёнок должен выйти в круг и выбрать один предмет или картинку. Далее все дети по очереди встают, произносят название своего предмета. Дети должны определить, в какой части слова они слышат звук, который произносит учитель. Коллективно дети одобряют и комментируют ответ своего друга. Далее ребёнок помещает свою игрушку в соответствующую ячейку на подносе.
На данном этапе нет необходимости сообщать ребёнку, какие звуки гласные, а какие согласные. Процесс такого сравнения протекает пока интуитивно.
"Упражнение, предваряющее прямое соединение звука с его графическим образом - буквой". После того как у ребёнка сформировалось умение интуитивно выделять звуки в слове, необходимо переходить к формированию образа письменной буквы.
Материал:
- тетрадка, на каждой странице которой прорисована письменная буква, высота которой 8 см;
- кусок белой глины;
- большая картонная коробка для вылепленных букв.
Материал:
- тетрадка, на каждой странице которой прорисована письменная буква, высота которой 8 см;
- кусок белой глины;
- большая картонная коробка для вылепленных букв.
Описание: ребёнок разглядывает первую букву на странице и делает её из глины. Для создания чёткой формы он может всегда соединить глиняную букву с изображение на листе и сравнить. Данное упражнение не нуждается в специальном контроле учителя. Ребёнок самостоятельно контролирует процесс выполнения букв и устраняет ошибки.
В дальнейшем работа усложняется тем, что ребёнку предлагают тетрадку, в которой написаны не буквы, а слова. Таким образом ребёнок переписывал слово из своих глиняных букв. Цель такого упражнения - без навыка письма изучить движения, необходимые для изучения графических знаков. Таки образом, языковая интуиция, которая является основой грамотной речи, развивается в процессе такой игры со звуками, а также их совокупности.